Одесский музей западного и восточного искусства отметил свое 100-летие. С начала полномасштабной войны работа музея несколько видоизменилась. Для защиты картин большую часть экспозиции эвакуировали за границу или спрятали. Но музей в лице своих сотрудников продолжает плодотворно работать и развиваться, теперь — на международном уровне.
"Мы видели столетие музея не таким"
Как рассказал исполняющий обязанности директора музея Игорь Пороник, главной задачей музея, кроме экспонирования произведений искусства, является их сохранение, изучение и популяризация, с чем музейщики прекрасно справляются во время войны.
Сейчас музей не имеет постоянной экспозиции, поскольку большинство картин находится за рубежом или в хранилище. Чтобы о музее не забывали, в его стенах проходит множество культурных мероприятий — мастер-классы, лекции, временные выставки. Руководитель музея немного расстроен этим фактом.
"Я не в восторге от этого всего. Музей имеет определенный ресурс — людей, помещение, эмоции. Это отвлекает. Музей при таком режиме работы теряет сакральность. Не надо идти на все, чтобы заманить зрителя", — делится Игорь Пороник.
Сейчас в музее открыты три выставки: к столетию музея о его основателе Теофиле Фраермане, выставка подарков музея, а также выставка плакатов, которые подарил художник Вячеслав Зайцев — большая коллекция театральных плакатов всего мира.
"Мы видели не такое столетие. Накануне войны, в 2021 году, нас включили в проект Большой реставрации. Работы начали, уже даже закончили реставрацию картины Караваджо "Поцелуй Иуды". И мы видели наше столетие в обновленном музее с картиной Караваджо, но произошло то, что произошло", — сказал и.о. директора музея.
Работа есть всегда или "Закулисье" Одесского музея западного и восточного искусства
Кроме экспозиционной деятельности, сейчас музейщики занимаются научной, реставрационной и образовательной работой.
"Музей начинается не с гардероба, как театр, а с этикетки. Этикетка на картине, на экспонате, рассказывает зрителю, что он видит перед собой: когда картина была создана, кем, к какой школе принадлежал художник. Чтобы это установить, необходимо приложить много усилий", — рассказала заместитель директора музея по научной работе Ирина Глебова.
По ее словам, картины часто теряют своих авторов из-за определенных исторических событий. Во время Второй мировой войны был уничтожен весь довоенный архив музея. Теперь все сведения о картинах надо изучать заново.
Ирина Глебова рассказала, что из-за отсутствия постоянной экспозиции у музейщиков появилось больше времени именно на это.
"Если вспомнить наш первый каталог 1924 года, мы видим там много произведений неизвестных авторов. Создать полный каталог — невероятная работа, и мы пошли другим путем. Мы стали исследовать отдельные коллекции, которые хранятся в музее. Таким образом у нас уже вышли каталог английской гравюры 17-19 века, каталог французского гравюрированного портрета, которых в музее более 4500 листов, был издан сборник акварели. Такая работа требует тишины и полного погружения в процесс", — делится музейщица.
Недавно Ирина Глебова сделала подарок музею — так назвал ее работу директор. Одесские реставраторы работали над картиной — "Натюрмортом с женской фигурой" — которая считалась копией 19 века. Однако в процессе изучения картины музейщице удалось установить, что она имеет отношение к творчеству выдающегося итальянского художника Абрахама Брейгеля, который был правнуком великого художника Нидерландов Питера Брейгеля старшего. К тому же оказалось, что пигменты красок соответствуют концу 17 — началу 18 века.
Музей обратился за консультацией к известному специалисту по творчеству Абрахама Брейгеля, помогли в этом представители Почетного Консульства Италии в Одессе и ждет ответа относительно правильности своих предположений.
И это не единственная такая история.
Одесскому музею западного и восточного искусства принадлежат два шедевра выдающегося художника 17 века Франса Галса — "Евангелист Лука" и "Евангелист Матфей". Они попали в музей как картины неизвестного русского художника конца 19 века. Но благодаря плодотворной работе над изучением картин удалось установить их истинное происхождение. Галс написал всего четыре картины на религиозную тематику, поэтому они имеют большую ценность.
Деятельность музея за рубежом
Как рассказала старший научный сотрудник музея Екатерина Антушева, Одесский музей западного и восточного искусства получил ценные международные связи с рядом европейских музеев и получил возможность участвовать в масштабных проектах.
Одним из них стала выставка в Вильнюсе, в которой участвовали уже упомянутые картины Франса Галса. Выставка называлась "Комната шедевров" и была представлена в интерактивном формате. В стенах музея был обустроен небольшой кинозал, где зритель сначала смотрел фильм, который погружал его в творческий путь художника, его мастерские, а в конце фильма один из экранов поднимался и перед посетителями возникали картины художника. После каждый посетитель получал портрет, нарисованный искусственным интеллектом в духе Франса Галса.
После окончания выставки в Вильнюсе эти картины торжественно передали Германии, где их представят зрителям в Берлинской галерее живописи.
Часть музейной экспозиции, которая была эвакуирована в начале войны, приняла участие и в другой немецкой выставке в феврале, в рамках проекта "От Одессы до Берлина: картины 16-19 века". А в январе 2025 года там будет представлена вся экспозиция музея.
"Не только Берлин интересуется нашими картинами, но и другие города Германии. Например, музей Гейдельберга или Папенбурга. Вскоре пройдет выставка графики из собрания нашего музея в городе Бремен", — дополнила Екатерина Антушева.